«Князь Игорь» — великая история мужества

12 Авг 2014

i«Слово о полку Игореве» — это памятник древнерусской литературы и культуры, чудом сохранившийся через века. Текст датируется приблизительно 1187-1189 годами. В стихотворно-прозаическом «Слове» рассказывается о том, как новгород-северский князь Игорь Святославович пошел воевать с половцами, войско его было разгромлено, а сам он взят в плен.

 

Опера «Князь Игорь»

 

 

Композитор Александр Порфирьевич Бородин был химиком по образованию, но его влекло к музыке, и он стал автором многих произведений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной литературы, в том числе симфоний, опер, романсов, произведений для фортепиано, камерно-инструментальных ансамблей и др. Композитор входил в мощную группу авторов, известную в истории музыки как «могучая кучка». А.П. Бородина считают одним из основоположников русского эпического (то есть масштабного, глобального) симфонизма.

 

Использовать для оперы либретто на основе «Слова о полку Игореве» музыканту подсказал критик В.В. Стасов. Совместно с ним, А.П. Бородин написал сюжет музыкального произведения и приступил к наполнению его музыкальным текстом.

 

Опера была написана между 1869 и 1887 годами. «Князь Игорь» — эпическая опера, писавшаяся долгих 18 лет, но, к сожалению, композитор не дожил до ее премьеры несколько лет. Автор скончался в 1887 году в 53 года, оставив свое великое творение неоконченным. Музыканту помогли А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков, так как они завершили масштабный труд: оркестровали первое, второе, третье действие, пролог, написали (или восстановили по памяти) увертюру. Тем не менее, про них в афишах обычно не говорится ни слова. Безусловно, весь музыкальный тематизм оперы написан самим Александром Бородиным.

 

Жемчужины оперы

 

 

По праву жемчужинами оперы «Князь Игорь» можно назвать: плач Ярославны, Половецкие пляски, арии Игоря и Кончака. Плач Ярославны, жены Игоря, является в культуре символом огромной женской любви и всепрощения, грустная, проникновенная мелодия достигает самого сердца слушателей.

 

Половецкие пляски – залихватские, яркие, смелые, — смотрятся тускло  без сопровождающего их дикого танца. Частью Половецких плясок является знаменитая мелодия «Улетай на крыльях ветра…» — песня русских пленниц о родном доме.

 

Арии Игоря и Кончака – своеобразное духовное противостояние двух сильных личностей. Яркий, шикарный голос – бас – отдает автор Кончаку, половецкому хану. Тот уважает Игоря за смелость, за силу и отвагу, предлагает союз. Но Игорь не согласен. Честно отвечает он, что, оказавшись на свободе, снова соберет полки.

 

Противостояние равных по силе персонажей – это всегда интересно. Опера «Князь Игорь» как история отваги и смелости, — навсегда останется лучшим музыкальным переводом «Слова о полку Игореве».