Серджио Маркионне: босс в черном свитере спас FIAT, но сигары убили его
04 Сен 2021Один из самых знаковых автомобильных менеджеров 21 века — Серджио Маркионне скончался после непродолжительной болезни в Университетской клинике Цюриха. 66-летний итальянец руководил гигантом FIAT 14 лет и спас его от банкротства во время кризиса.
Еще месяц назад ничто не предвещало трагедии Маркионне. Перед тем, как попасть в швейцарскую больницу для плановой операции на плече, 25 июня топ-менеджер передал ключи от итальянских карабинеров к полицейским джипам в конце июня в Риме. Он умер ровно через месяц.
Я имел честь лично встретиться с Маркионной. Личная встреча произошла совершенно случайно, на ярком автомобильном мероприятии — Fiat Punto третьего поколения на старинном олимпийском стадионе в итальянской столице. В то время я еще курил и случайно оказался наедине с начальником FIAT в «палатке», предназначенной для курящих. Хотя погода стояла теплая, Маркионн был одет в классический черный свитер. Проницательным взглядом под очками он спросил меня, откуда я и хороша ли сигара, которую я только что зажег. Узнав, что я из Болгарии, он поделился, что много слышал о наших морских и горных курортах и сожалеет об этом. они не побывали. Он пошутил, что проводит в самолетах 200 дней в году, а потом наш короткий разговор продолжился о сигарах. За это время вокруг нас собралась дюжина местных журналистов, наблюдая за нами с открытыми ртами. Потом мне сказали, что Маркионне почти никогда не общался с журналистами, кроме официальных пресс-конференций. Может быть, потому что я был из Болгарии и не спросил его, как профсоюзы отреагируют на следующие планы сокращения штата …
Маркионн был известен своим неуклюжим и жестким характером, а также страстью к сигаретам и сигарам. Оказалось, что курение убило человека, спасшего FIAT. Боль в плече была от рака легких … До недавнего времени Серджио сопровождал его бывшая жена Орландина, нынешняя Мануэла и двое его старших сыновей — Алессио и Йонован.
При жизни Маркионн был известен своим деловым партнерам как человек с шестью мобильными телефонами, который жил в основном в самолете. Разрываясь между Турином и Детройтом, управляющий сумел завоевать доверие акционеров, вернув FIAT к прибыли и объединив итальянский концерн с Chrysler. В Италии его звали il Dottore (врач), а в США просто The Boss.
Что касается странного стиля одевания с синей рубашкой, черными брюками и свитером для топ-менеджера его ранга, Маркионне объясняет: «Если я буду каждый раз одеваться в разную одежду, я потеряю как минимум три минуты утром, задаваясь вопросом, что надеть. . Зачем тратить эти три минуты? »
Маркионне родился в Кьети, Абруццо, Италия. Его отец — солдат в Истрии, где он знакомится со своей будущей женой. Дед Маркионне, Джакомо, был убит в сентябре 1943 года югославскими партизанами недалеко от Барбана в Истрии, а его дядя Джузеппе был убит нацистами в том же году. В 1945 году, когда этот район был оккупирован югославской армией, родители Маркионне переехали в Абруццо, где родился Серхио.
В 13 лет Маркионне эмигрировал с семьей в Торонто. Вот почему Серхио имеет двойное канадское и итальянское гражданство и говорит на английском, французском и итальянском языках.
Маркионне имеет дипломы престижных университетов в области бухгалтерского учета и права.
С 1983 по 1985 год он работал бухгалтером и налоговым специалистом в компании Deloitte & Touche в Канаде. С 1985 по 1988 год он был директором по корпоративному развитию в Lawson Garden Group в Торонто. В 1989 году он перешел в Glenex Industries, где два года проработал исполнительным вице-президентом.
С 1990 по 1992 год он был вице-президентом по финансам и финансовым директором Acklands. С 1994 по 2000 год он работал в цюрихской компании Algroup, где в 1997 году стал генеральным директором. Затем он взял на себя управление Lonza Group в Базеле. В феврале 2002 года он стал генеральным директором и управляющим директором SGS SA в Женеве, где он был назначен председателем в марте 2006 года. Маркионне был избран независимым членом совета директоров FIAT в мае 2003 года, где только через год был назначен генеральным директором.
Итальянец с канадским паспортом взял на себя управление туринской компанией, когда он был на грани банкротства. Десять лет спустя Маркионне заключила сделку по приобретению проблемного американского конкурента Chrysler.
Босс машины, которого в последний раз видели в костюме и галстуке в 2007 году, имеет американский стиль вождения. он сам при жизни признал, что «его сердце итальянское, но его мышление — американское». Единственная вещь
Для него важны финансовые результаты, если их не будет, вас уволят. Маркионне безжалостен. Когда Маркионне берет на себя управление компанией, он буквально выгоняет одного из менеджеров за считанные часы. Его эго очень велико, и иногда людей, у которых были разногласия с ним, увольняли.
Четыре года назад, после «лобового столкновения», идеи компании по развитию Ferrari были обнародованы после четверти века во главе не кем-либо, а «неприкасаемым» Лукой ди Монтедземоло.
Маркионне считался дальновидным, но также и сложным партнером в переговорах с профсоюзами и в Формуле 1. В любом случае его смерть многими людьми в Италии определяется как конец эпохи.