Классика русского рока: Алиса. «Шабаш»

05 Мар 2013

Алиса. "Шабаш"Двойной концертный альбом «Алисы» «Шабаш» стал первым изданием подобного рода в истории отечественной рок-музыки. Случилось это в далеком 1991 году. Несмотря на более чем 20-летний возраст «Шабаш» и сегодня по праву считается одним из лучших альбомов русского рока.

Предыстория альбома такова: 17 февраля 1988 года покончил с собой близкий друг Константина Кинчева Александр Башлачев, выбросившись из окна питерской многоэтажки. В память о друге Константин написал великолепнейшую балладу «Шабаш», подразумевая – все, конец. Впрочем, название песни, да и всего альбома, имеет скрытый смысл и созвучно имени СашБаш, а именно так называли того, кому альбом и посвящен – большому русскому поэту Александру Николаевичу Башлачеву.

Период времени, в который проходила работа над «Шабашом», легким в жизни «Алисы» и самого Кинчева назвать нельзя. Еще были слышны отголоски громкого «Дела Кинчева», в ходе которого советская пресса обвиняла известного рокера в фашизме, Константина неоднократно пытались посадить в тюрьму и даже один раз арестовали на целую неделю, в группе менялись музыканты – тогда на непродолжительное время коллектив покинул гитарист Андрей Шаталин, но в то же время появился гениальнейший мастер гитары Игорь Чумычкин, кроме того, группе не давали выступать и большинство концертов, случавшихся в то нелегкое время, были полулегальными. Тогда же вышел альбом «Шестой лесничий» (1989), который в свете происходивших событий был очень холодно принят официальной прессой. Да и популярность набирала немного иная музыка – изо всех ларьков звукозаписи гремел «Ласковый май», завоевывая как сердца масс, так и верхние строчки хит-парадов.

Однако все сложности «Алиса» благополучно пережила. Сформировался постоянный состав коллектива, просуществовавший пять лет и распавшийся в связи с трагической гибелью гитариста Игоря Чумычкина. Многие поклонники до сих пор считают тот состав золотым. В него входили: барабанщик Михаил Нефедов, басист Петр Самойлов, клавишник Андрей Королев, гитаристы Андрей Шаталин и Игорь Чумычкин, штатный звукорежиссер Юрий Шлапаков и заправлял всем этим Константин Кинчев. Благодаря этим людям отечественный рок получил «Шабаш», который оказал сильнейшее влияние на дальнейший ход событий русской рок-музыки.

«Двойник» принято называть концертным. На самом деле от концерта в нем мало что осталось. В буклете указано: «записано в Лужниках 29.10.1990», тем не менее, многие партии да и сами инструменты, включая вокал, были позднее перезаписаны на самой крутой в то время российской студии ВПТО «Видеофильм». Да и самих концертов было на самом деле два, на первом снимали видео, на втором записывали аудио и, как позднее заметил басист группы Петр Самойлов – «пролетели и там, и там». Качество звука оказалось выше на первом концерте, а более зрелищным оказался второй. Возможно, именно по этой причине официальное видео того «Шабаша» до сих пор не издано и, более того, нигде никому не демонстрировалось.

Уникальность «Шабаша» заключается в том, что в альбоме напрочь отсутствуют слабые номера. Это тот редкий случай, когда все песни – хиты, при этом не однодневные, а способные греметь и спустя десятилетия, что сегодня уже доказано временем. Сама песня «Шабаш» вообще считается поклонниками лучшим произведением Кинчева, с чем автор не спешит соглашаться. Вероятно, из скромности.

Первое издание альбома вышло на двух виниловых пластинках, при полном самофинансировании группы, что тоже было новаторством – в России ни один музыкант до этого не издавал свои записи самостоятельно. Позже альбом перекочевал на набиравший популярность CD и сменил нескольких издателей, при этом встречались довольно интересные варианты издания. Так, например, издательство «A-Ram» по каким-то неведомым причинам перепутало цветовую гамму оформления и в итоге вместо классических красных букв логотипа группы на черном фоне обложка диска представляла собой красный фон с черными буквами. Сегодня издание стало раритетом и считается большой ценностью у коллекционеров.

В 1997 году права на альбом получила фирма «Extraphone», выпустившая окончательную версию «Шабаша». Альбом подвергся цифровому ремастерингу и, по словам Кинчева, зазвучал так, как задумывался. За почти тридцатилетнюю историю «Алисы» было выпущено еще несколько концертных альбомов, но ни один из них не смог затмить славу «Шабаша».

Весной 2011 года «Алиса» торжественно отметила 20-летний юбилей альбома грандиозными концертами в Москве и Петербурге. Аншлаги обоих концертов не вызвали сомнений в том, что «Шабаш» пришел всерьез и надолго и, кто знает, быть может в 2021 году не стареющий душой Костя Кинчев отметит и 30-й день рождения своего знаменитого альбома.