Особенности русского рок-н-ролла

30 Май 2013

16886Русский «рок-н-ролл» или «русский рок», так было названо особое музыкальное направление, сформировавшееся на территории СССР в конце ХХ в., и продолжающее свое дальнейшее развитие в России, Украине, Белоруссии и некоторых других стран СНГ.

Несмотря на активную «анти западническую» политику в Советском Союзе, первый отголосок явления, перевернувшего весь культурный мир второй половины ХХ в., просочился через непреступную стену железного занавеса.

В СССР пришел рок-н-ролл, одним из ранних гонцов которого является Александр Градский, с его ранними коллективами «Славяне»(65г.), «Скоморохи«(66г.). В тот же момент, в закрытый мир Страны Советов врываются мелодии Beatles и, медленно но верно, в школьных и институтских кружках самодеятельности начинает формироваться основа для такого совершенно уникального и серьезного культурного и социального явления, как русский рок.

Пожалуй, далеко не всякий, не посвященный в историю движения, человек сможет уловить общие моменты в творчестве Боба Дилана или Джима Хендрикса и «Гражданской Обороны», но в том-то и парадокс самого феномена русского рока.

Так длительно взращиваемые в Англии и Штатах, начиная с джаза и черного блюза, все далее по всем неровностям дороги, к рок-н-роллу и многообразию направлений «новой» рок музыки, семена рок-культуры, упав на русскую почву, дали свои неожиданно обильные всходы.

Главным «козырем» русского рока стали сильные, художественные тексты, сказалась многолетняя поэтическая история, в особенности, не такой уж далекий «Серебряный Век» русской поэзии (кстати, у многих русских рокеров есть песни на стихи Бродского, Хлебникова и Крученых…).

Также, именно в среде русских рокеров (в частности Сибирского рок-андеграунда: Калинов Мост, Янка Дягелева, Александр Башлачев) отразилась народная, славянская символика и стилистика. Используя технику и манеру исполнения, присущую зарубежному року, они воскрешали исконное народное творчество былины, сказки и песни, переосмысливая их в контексте нового времени.

Рок-музыка стала в СССР главным способом сопротивления культурному насилию, основой противостояния грандиозному механизму уничтожения свободы личности. Именно на этой почве в 81-ом собрался знаменитый Ленинградский рок-клуб, где стартовали многие из ныне признанных рок-звезд современной постсоветской сцены.

По сути дела, это была та же культурная революция, но с откровенным привкусом совершенно другой жизни и жажды свободы.