Русский джаз-рок. Особенности

24 Июн 2013

EfHVsNYROVQВ силу исторических обстоятельств, альтернативные музыкальные направления пришли на территорию России и СНГ одновременно и с ощутимым опозданием.

Возможно, именно поэтому, и без того активное постоянное музыкальное смешение и заимствование музыкальных элементов на постсоветском пространстве достигло своеобразного максимума.

Само направление джаз-рока, в основе своей, подразумевало своеобразный синтез роковой основы и ритма с виртуозной джазовой импровизацией.

Пережив свой первый момент расцвета за рубежом, в 60 — 70 ых (стоит вспомнить, что в СССР тогда даже сами по себе джаз, блюз и рок были вне закона и записи добывались с огромным трудом) джаз-рок, в полноте своей, добрался до нас лишь в начале девяностых.

К этому времени он успел не только полностью сформироваться как отдельное музыкальное направление, но, во многом, видоизмениться.

Итогом, для России и СНГ, стало своеобразное расслоение последователей данного течения. Часть из них полностью усвоила джазовые и джаз-роковые «идеи» и пошла по пути полного подражания западным исполнителям, а часть адаптировала, в своем творчестве, джаз-рок (его интересны и яркий звук) под «стандарты» так называемого «русского рока», тем самым, подправив изначально слабую музыкальную сторону последнего.

По сути, элементы джазовой импровизации можно встретить в творчестве очень многих групп и исполнителей «русского рока», к примеру: группы «Аквариум» (Борис Гребенщиков), АукцЫон (Леонид Федоров), Поп-Механика (Сергей Курехин). Также, джаз-роковые элементы использовались в авангардных творческих проектах, таких как ДК (лидер — Сергей Жариков), Кузьма и Виртуозы (лидер — Кузя Уо, он же Константин Рябинов).

Наконец, нельзя не упомянуть одного из наиболее ярких российских (прежде советских) авангардных джазовых саксофонистов — Сергея Летова.

Однако вопрос о правомерности термина «джаз-рок» применительно к выше перечисленным исполнителям остается открытым.

Если говорить об откровенно джазовых коллективах на территории бывшего СССР то это, безусловно, Арсенал (Алексей Козлов), между прочим, первый советский джаз-роковый коллектив, появившийся в 1973 году.

А также ряд других исполнителей: Apple Tea (Игорь Сацевич), Marimba Plus (Лев Слепнер), DOK, Ч.А.Й.К.А., Ничей Квартет. Кроме того, одним из интересных сугубо русских джаз-роковых направлений, набирающих популярность, является славянский джаз-рок, например Zventa Sventana и др.