Пост-рок: жизнь музыки после смерти

01 Янв 2015

Пост в переводе с английского, значит после. И в отношении к року это звучит довольно интересно, ведь сложно даже сказать сразу, что имеется ввиду. Разговоры о смерти рока начались буквально сразу после его появления. Не понятно, как так может быть? Избежим лукавства, смысл утверждения в том, что рок-музыку многие с самого начала считалась многими предельно фальшивой.

Переломный момент

Но, опустив патетику, что может реально сейчас предложить рок? В нем нет ни заводных ритмов, и танцевать в общепринятом понимании под такие мотивы будет сложно. Честно говоря, найти песню, в которой можно найти себя, такой вот странный диссонанс — все-таки нельзя. Рок – это легенда, громогласность и величественность, в которых сейчас отпала необходимость. Идолы больше не декларируют со сцены взрывающие сознание постулаты. Просто это больше никому не нужно.

Началось это в середине девяностых. Грубо говоря, обнаружить предсмертные конвульсии рока можно было по двум чертам. Во-первых, музыканты жесткой и серьезной Металлики внезапно избавились от длинных волос и стали носить пластмассовые очки. Почувствовав фальш, фанаты перестали неистовствовать на концертах.

Спасение

К счастью, в 1996 году группа Tortoise выпустила альбом, который смягчил падение классического рока появлением его последователя – пост-рока. Критик оценили минимализм и концептуальность новой музыки, которая больше не была громогласным сочетанием трёх аккордов, в ней появился джаз и небывалая музыкальность.

Еще одно новое понятие, которое принес за собой пост-рок – это даб. Но не просто обилие баса, а специально обработанная пленка, на которую предварительно записали музыку. Звучало так, словно и не было никогда живых музыкантов. Чем не отражение понятия о послесмертном состоянии рок-музыки?

Минимализм мелодий заключался в построении композиции по совершенно новым принципам. Мелодия менялась, но при этом создавала ощущение вялотекущей и даже статичной. Комбинации лёгких звуков ударных приближали пост-рок к эмбиенту и техно.

Кстати, интересная особенность именно музыки Tortoise в том, что она звучала так, словно участники группы постоянно импровизируют на сцене, однако миф музыканты быстро развеяли, заявив, что такой эффект появляется в результате строго выверенной и продуманной музыкальной композиции.

Сейчас, в отличие от классического, пост-рок умирать не только не собирается, но и развивается безумными темпами. Те группы, которые совсем недавно, казалось бы, появились на сцене, спустя год-полтора, не сумев справиться с конкуренцией, кажутся стариками и отсталыми консерваторами. Так, например, можно сказать о коллективе Add N to (X) и многих других. Пост-рок стремится к мильному и монументальному минимализму, к бесконечности перед смертью.